Пятница, 22.09.2017, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Архиповская СОШ" Сакмарский район


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ОРКСЭ

Российская Федерация

Министерство образования РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО САКМАРСКИЙ РАЙОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

461420, Оренбургская область,

Сакмарский район

 с. Сакмара, ул. Советская,25

телефон:. (8 353 31) 22-2-45

факс:.(8 353 31) 2-15-57; 22-2-45

ИНН 5642000300 КПП 564201001

_________________№ _______________

На №                              от ______________

Руководителям ОУ    

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Информируем о том, что в соответствии с п.4.3 приказа министерства образования Оренбургской области от 6.12.2011г.  № 01/20-1551 с 16 января 2012 года начинает свою  работу «горячая линия» для родителей, учителей, представителей общественности по вопросам введения курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях области по телефонам: 8(3532)34-26-00, 8(3532)34-26-02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса
 «Основы религиозных культур и светской этики»

С 2011 года осуществлено введение в школах образовательных стандартов нового поколения Комплексный курс ОРКСЭ способствует освоению новой структуры стандарта и обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса при формировании образовательных программ

Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

         1. Отечество

         2. Семья

         3. Культурная традиция

Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не включает в себя критических оценок других религий и мировоззрений

ЦЕЛЬ  КУРСА:

•         Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЗАДАЧИ КУРСА:

•         Развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения в жизни современного общества.

•         Актуализация проблемы совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.

•         Укрепление доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.

•         Приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;

•         Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

•          Формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основан­ное на отечественных культурных традициях;

•         Формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

• Укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;

• Смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Основная педагогическая задача - сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек"

Основные принципы курса

Культурологический принцип

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников  4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основы
культурологического подхода:

-         направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;

-         отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;

-         воспитательный характер;

-         минимизация конфликтных факторов;

-         направлен на формирование поликультурной компетентности

Принцип свободного выбора

Принцип поликультурности

•         Курс отражает культурную социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира

Принцип толерантности?!

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

включает в себя модули:

–       Основы православной культуры;

–       Основы исламской культуры;

–       Основы буддийской культуры;

–       Основы иудейской культуры;

–       Основы мировых религиозных культур;

–       Основы светской этики.

 

СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ»

2 ч. в неделю (34 ч.)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

•         Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

•         Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

•         Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

•         Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Формирование у обучающихся начальных представлений о религиозной культуре и светской этики осуществляется посредством:

•         ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

•         педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

•         системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•         ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

•         единых требований к результатам освоения содержания учебного курса

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты

Цель комплексного курса:

формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные культурологические понятия учебного курса

•         «культурная традиция»

•         «мировоззрение»

•         «духовность (душевность)»

•         «нравственность»

Изучение религий и воспитание в школе- ЧТО ДАЕТ?

Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация)

Основной принцип, заложенный в содержании курса

Общность в многообразии, многоединство, поликультурность

                   (отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира)

Преодоление противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса

1. Учитель не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения

2. Учителем должно учитываться, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия

•         Формирование взаимопонимания и уважения к позициям и взглядам учеников, изучающих разные модули

Ребенок, изучающий курс ОРКСЭ – младший подросток

Организационный аспект реализации курса ОРКСЭ

Место комплексного учебного курса в учебном плане

На изучение нового учебного курса отводится 34 часа. Учебный процесс рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая четверть 5 класса (17 уроков)

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629

         Реализовывать учебные часы на изучение данного курса в 4 классах в 2011-2012 учебном году можно за счет часов школьного компонента

•         Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей

Выбор модуля для изучения и возможность в дальнейшем его изменения

•         Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается

•         Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок

•         Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета

•         Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка 

Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса (IV четверть 4-го класса).

Подготовительная работа с родителями

         Форма работы: собеседование;   родительское собрание

         Задача: создание установки на сотрудничество.

         Предполагаемый результат: мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми

Привлечение родителей предполагает:

•         создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;

•         активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

•         углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Необходимое количество детей в классе или параллели, выбравших тот или иной раздел курса, для организации отдельной учебной группы

В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закреплёнными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями

         Подготовка учителей к преподаванию комплексного курса

•         Обучать детей по курсу могут исключительно учителя с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

•         Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений).

•         Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.

Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629

•         Рекомендуем к преподаванию данного курса привлекать учителей, преподающих предметы культурологического цикла

Система оценки знаний по вводимому курсу

•         Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

•         Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).

•         При проведении курса предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов учащихся.

•         Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

•         Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются

Методические задачи

•         разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учётом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;

•         выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;

•         организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

•         организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.

Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс

•         Родительские собрания

•         Домашнее задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей

•         Открытые занятия

Тематическое планирование курса

•          «Основы православной культуры»

•         I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

•         1.Россия  - наша Родина -1 ч.

•         II. Основы православной культуры - 28 ч.

•         2. Ведение в православную духовную традицию.

•          Культура и религия -1 ч.

•         3.Человек и Бог в православии- 1ч.

•         4.Православная молитва- 1 ч.

•         5.Библия и Евангелие-  1 ч.

•         6.Проповедь Христа- 1 ч.

•         7.Христос и его крест- 1 ч.

•         8.Пасха- 1 ч.

•         9.Православное учение о человеке- 1 ч.

•         10.Совесть и раскаяние- 1 ч.

•         11.Заповеди- 1 ч.

•         12.Милосердие и сострадание- 1 ч.

•         13.Золотое правило этики- 1 ч.

•         14.Храм- 1 ч.

•         15.Икона -1 ч.

•         16.Творческие работы учащихся- 1 ч.

•         17.Подведение итогов-1 ч.

•         18.Как христианство пришло на Русь- 1 ч.

•         19.Подвиг -1 ч.

•         20.Заповеди блаженств -1 ч.

•         21.Зачем творить добро ?- 1 ч.

•         22.Чудо в жизни христианина – 1 ч.

•         23.Православие о Божием суде- 1 ч.

•         24.Таинство причастия- 1 ч.

•         25.Монастырь -1 ч.

•         26.Отношение христианина к природе- 1 ч.

•         27.Христианская семья – 1 ч.

•         28.Защита Отечества- 1 ч.

•         29.Христианин в труде- 1 ч.

III.Духовные традиции многонационального народа России  -5 ч.

•         30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч.

•         31-34.Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов.

•         Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

•         Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

•         Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

•         Всего 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz